• Lady-international
Соцсеть для Леди
новая информационно-социальная сеть
Добро пожаловать !

Образ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ сквозь века

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников — таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

«Венеры» первых художников Земли

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более ста пятидесяти маленьких женских статуэток, которым учёные дали условное название «палеолитические Венеры». Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив, они выглядели крайне примитивными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внимание уделено изображению всего, что подчёркивает женское начало: непомерно большие груди и бёдра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь. Тщательно прорисованы сложные узоры женской причёски...

В чём же тут дело? Почему за этими статуэтками всё же закрепилось такое поэтичное название? Не будем торопиться с выводами и оценками. Попробуем понять себе подобных, мысленно приняв их точку зрения. Дело в том, что в первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Так что в палеолитических Венерах заключались не только магическое и культовое значения, но и эстетический идеал наших далёких предков. Каждое из подобных изображений — настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого.

Священный лик Богоматери

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси — с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

1.
1. «Венера». Палеолит. 2. Владимирская Богоматерь. Икона. 3. Ф.Грек. Богоматерь. Икона.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, её везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней — они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нём эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

«Владимирская Богоматерь» — одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства. «Первая мать — Пресвятая Богородица; вторая мать — сыра земля», — гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырём основным типам: Богоматери

Знамение (знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жизни), Богоматери Оранте («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигитприи («путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидящего у неё на руках) и Елеуса («умиления», ласкающей и обнимающей своего Сына).

К подлинным шедеврам древнерусской иконописи относится «Бого­матерь Донская», созданная в XIV веке Феофаном Греком. Такое название она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Согретая глубоким человеческим чувством, «Донская Богоматерь», как и Владимирская, является выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спасения человечества. А пока она бережно и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмные тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

Мадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом — возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи — жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1517-1519), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.

Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего.

Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлённая грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда — предчувствие грядущих страданий.

Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

Признанный портретист, академик живописи А.Г. Венецианов (1780-1847) в 44 года, почувствовав неудовлетворённость и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из Петербурга и поселяется в тверской глуши. В автобиографических записках он так позднее объяснит свой шаг: «Чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры… уехал в деревню свою, там занялся безусловным вниманием природы...»

Он действительно почувствовал себя свободным художником, неза­висимым от требований и желаний заказчиков. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось своё представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребёнком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в платке» — множество картин, где в облике величавой славянки им подчёркнуты одухотворённое начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни.

Ранним утром художник отправлялся в поле, где особенно чувствовался запах свежевспаханной земли, от которой поднималась лёгкая дымка. Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. От ещё не прогретой земли поднимается лёгкий пар, и кажется, словно она не идёт, а плывёт в этой дымке, едва касаясь мягкой земли. А в стороне от пашни на траве сидит играющий ребёнок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины — необъятный простор полей, высокое небо, подёрнутое лёгкими облаками, редкая прозрачная листва тоненьких деревьев — неоглядная русская даль...

«На пашне. Весна»
«На пашне. Весна»

Это действительно настоящий праздник весны, торжествующей и обновлённой жизни, в котором яркий наряд крестьянки не выглядит неестественным и надуманным («На пашне. Весна». Первая половина 20-х гг.).

А вот другое полотно А.Г. Венецианова, созданное в те же годы, — «На жатве. Лето», на котором он запечатлел крестьян во время летних полевых работ. Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы золотистой ржи, зеленеют холмы на горизонте… В центре картины — женщина-жница с ребёнком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки известного стихотворения Н.А. Некрасова:

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки, — Надо ребёнка качать!..

Женщина-мать в искусстве XX века

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

1. А.Г. Венецианов. На жатве. Лето. 2. К.С. Петров-Водкин. Мадонна Умиление.
1. А.Г. Венецианов. На жатве. Лето. 2. К.С. Петров-Водкин. Мадонна Умиление.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). Созданию лучших произведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения, и в особенности с шедеврами древне­русской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» (1913; 1915), «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915).

После 1917 года Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира, ощутить гармонию «планетарного бытия». В бурном, стремительном потоке жизни с надеждой прозвучали для художника слова:

Будет прекрасная жизнь!..
Прекрасная жизнь будет.

Убеждённый в том, что «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь», художник пытается найти её главную опору. Своё осмысление происходящих исторических событий он воплотит в прославленной «Петроградской мадонне» (1920). Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонн героиня картины художника! Кто она? Работница революционного Петрограда, Богоматерь с древнерусских икон или мадонна Возрождения? Наверное, и то, и другое, и третье. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн.

Петроградская мадонна
Петроградская мадонна

Молодая женщина с ребёнком на руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсудить расклеенные декреты новой власти. Но всё это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повёрнута спиной к городу. Её главные заботы — заботы о ребёнке, о его настоящем и будущем.

Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А.Л. Дейнеки (1899-1969). Её композиция удивительно проста: на гладком тёмном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморённое сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка от любых жизненных невзгод.

По-новому прозвучит эта тема в художественных произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Старинное изречение «Когда грохочут пушки, музы молчат» художники и актёры, поэты и музыканты опровергли уже с первых дней войны. Они действительно не могли молчать, они вели в бой, становились мощным и грозным оружием, разящим врагов. В самом начале войны появились стихи:

Не победить страну, в которой мирных нет,
Где каждый бьёт врага — трудом или снарядом,
Где музыкант, артист, художник и поэт
С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.

Родина-мать зовёт!

Нет, вероятно, в нашей стране человека, который не знал бы проникновенного и мобилизующего плаката И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно забыть прямой и открытый взгляд женщины, устремлённый на зрителя. «Родная земля в опасности, она нуждается в вашей защите» — так был воспринят этот плакат современниками. Жест поднятой вверх руки многим напомнил известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества.

По изданию Г.И. Данилова,
«Мировая художественная культура».

Lady-international.com
13:44
35259
Нет комментариев. Ваш будет первым!