Свобода на баррикадах
Революционерки появлялись всегда, во все времена. Во время Великой французской революции многие женщины различных сословий боролись наравне с мужчинами. Теруань де Мерикур, одна из самых ревностных мятежниц, в 1792 году направила петицию Национальному собранию. В ней воинствующая революционерка потребовала создания женского легиона.
Женщины во главе с Теруань де Мерикур идут на Версаль
Во время Мексиканской войны за независимость на стороне повстанцев была не одна, а сотни женщин; в ходе волнений 1848 года в Германии женщины Берлина, Дрездена, Вены и Раштатта боролись за справедливость. В американской Гражданской войне, буквально опустошившей страну в период с 1861 по 1863 год, не остались в стороне от военизированных стычек и американские женщины. И очень большую роль, можно даже сказать, слишком большую, довелось сыграть женщинам в России конца XIX — начала XX века.
Вера Засулич
Пожалуй, историю русских женщин-революционерок, не чуждых насилию и террору, нужно вести от Веры Засулич. Скромная участница «Народной воли», дворянка, выучившаяся на учительницу, она решила привлечь внимание общественности к случаю вопиющего нарушения прав человека. Дело в том, что 1876 году, когда состоялись описываемые далее события, по приказу градоначальника Трепова был прилюдно высечен почти до потери сознания заключенный, студент Боголюбов. Конечно, нам сегодня кажется, что гуманизм и права человека выдуманы примерно во второй половине XX века, а «тёмные годы царизма» просто перенасыщены насилием. Однако это не так. Студентам — участникам тех событий телесные наказания, тем более розги, казались вопиющим анахронизмом. Итак, решившись «привлечь внимание общественности», она пришла на приём к Трепову и, почти не целясь, выстрелила. Пуля попала в область таза. Вера же отбросила пистолет и осталась стоять посреди кабинета. Председателем суда на процессе был Анатолий Кони. Благодаря ему, а также адвокату Александрову, усмотревшему в действиях Засулич альтруистические мотивы, проявление «честного и благородного порыва» (сработала новомодная «теория аффекта»), она была оправдана. Такое решение суда породило волну террора, захлестнувшего далее Россию. И не последнюю роль в последовавших далее событиях играли женщины.
Нельзя не вспомнить и Софью Перовскую. После ареста Желябова она возглавила «Народную волю», а также третье из организованных «Народной волей» покушение на Александра II, в отличие от двух предыдущих достигшее результата. Причем она была не только организатором, но и участником убийства — стояла «на стреме» и подала бомбистам сигнал к началу атаки.
Софья Перовская
Софья Перовская стала первой женщиной в России, казненной по политическому обвинению.
Участницей почти всех покушений на царя была и Вера Фингер. Пока она была на свободе, власти даже боялись проводить коронацию Александра III.
Вера Фингер, 1880 год
Революционерки боролись против диктатуры того или иного политического строя и против притеснителей свободы. Им хотелось ниспровергнуть правящий строй, а поэтому они брались за оружие. Они пережили немало страданий, сопереживали страданиям других и хотели что-то изменить, пытаясь построить светлый мир справедливости с помощью самого черного насилия.
Так, в начале XX века сформировалась партия эсеров, объявивших себя приверженцами массового террора. Среди 78 членов боевого отряда эсеров было 25 женщин. Вот имена наиболее кровожадных из них.
Фрума Фрумкина, сидя в тюрьме по делу эсерской типографии, во время допроса пыталась ножом перерезать горло жандармскому генерал-майору Новицкому. Позже, сидя в Московской пересыльной тюрьме, стреляла в тюремщика Багряцова. Была приговорена к смертной казни и повешена в Бутырской тюрьме в 1907 году.
Евсталия Рогожникова застрелила начальника Главного тюремного управления Максимовского. Также была приговорена к смертной казни.
Мария Спиридонова — самая популярная революционерка-террористка после Перовской — в 1905 году пятью выстрелами убила губернского советника Луженковского. Её приговорили к смертной казни, но заменили казнь каторгой. После революции была членом президиума ВЦИК. (Арестована и расстреляна в 1937 году.)
Вера Фингер, о которой шла речь выше, заявила, что в умах и сердцах эсеров не было ни сомнений, ни рефлексии. Они просто брали чужую жизнь и отдавали свою.
Марина Тарханова
Lady-international.com